Информация по вопросам легализации трудовых отношений.
Легализация трудовых отношений – очень актуальная тема для многих граждан Российской Федерации. Когда человек молодой и здоровый, его больше волнует сколько он получит денег сейчас за свой труд, а не то, какая у него будет пенсия. Он переживает за своевременную выплату зарплаты, а не за то, «белая» она или в «конверте».
Все вопросы начинают появляться тогда, когда люди выходят на пенсию, по старости или по состоянию здоровья, оформляют инвалидность, уходят в декретный отпуск и даже в случае заболевания гриппом или простудой.
Официальное, в соответствии с законодательством трудоустройство, является гарантом социальной защищенности работника.
В то время как иная форма отношений между работодателем и работником в виде «конвертной» схемы, представляет серьезную угрозу для последнего в случае наступления различных страховых случаев.
Не стоит забывать и о том, что недополученные с «теневых» зарплат налоги и отчисления – это прямые потери бюджета. В следствии чего происходит уменьшение финансирования социальных программ, сокращение объемов бесплатной медицинской помощи, а так же приводит к сокращению средств для увеличения пенсий и пособий.
Ведь те отчисления, которые производит работодатель с выплат каждого нанимаемого лица в Фонд социального страхования РФ в виде страховых взносов, возвращаются работнику в виде социальных пособий по временной нетрудоспособности в тот период, когда сотрудник временно лишается основного источника дохода.
В настоящее время происходит становление законодательства, направленного на пресечение фактов осуществления трудовых отношений без их надлежащего оформления.
Так, с 01.01.2015 вступили в силу изменения, внесенные в ст. 5.27 КоАП РФ за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей.
Кроме того, введена в КоАП новая статья, а именно – ст. 5.27.1, в котором предусмотрена административная ответственность за следующие виды правонарушений.
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Прокуратура района начала применять новые статьи к виновным лицам, совершившим административные правонарушения.
Несколько должностных лиц привлечены к административной ответственности за допущенные нарушения по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Также составлены 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении за не оформление трудовых договоров с работниками, которые направлены для рассмотрения в Государственную инспекцию труда РБ.
За истекший период 2015 года прокуратурой района выявлена просроченная задолженность в 5 предприятиях и организациях района перед 253 работниками на общую сумму 5 017 000. В интересах работников указанных организаций в суды направлены заявления о взыскании просроченной задолженности по заработной плате. Кроме того, на основании материалов прокурорской проверки руководители указанных организаций привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, в том числе руководитель одной организации — дисквалифицирован.
Прокурор района
советник юстиции Р.И. Насибуллин